• То, что мы видим вокруг, когда то было чьей то мечтой

    Страницы

    Тропами антики. Херсонес


    Не так много выпадает возможностей увидеть нечто рукотворное, простоявшее на Земле более 2-ух тысяч лет. Тем более растет ценность этих редких остатков, если учесть, что именно из Херсонеса привез князь Владимир новую религию на славянские земли. Именно здесь пересеклись орбиты историй древней Греции, Рима, Византии, Киевской Руси. Именно здесь нам пришлось пережить сильное разочарование тем, что “ценителей” антики так много.


    Конечно, любителям истории, ценителям антики ну и  просто восторженным посетителям будет интересно прорепетировать свою поездку в Грецию, в Акрополь, например. Но прохаживаясь по сохранившимся улочкам, придется призвать воображение, т.к. оставшиеся фрагменты стен, части колонн, и огрызки фундаментов, из которых складываются какие-никакие улочки, нуждаются в очень сильной подпитке воображения. И уж с его помощью можно себе  представить, почему этот город представлял собой  важный пункт всемирной
    истории. Правда, невзирая на то, что Юнеско  присвоило ему особый статус, благодаря которому, эти руины входят в число сотни самых выдающихся памятников мировой культуры, выглядит это все местами по-нашенски. И все больше Украина отдает эти реликвии морю и кажется будто совсем не бережет оставшиеся малочисленные колонны от назойливых ветров. Иное дело музей, краткий перечень основных экспонатов которого вполне может взволновать дремлющий дух странствий и познания в современном человеке. Все это в комплексе превращает историко-археологический заповедник в один из крупнейших научно-исследовательских центров, где ведут исследовательскую работу ученые-археологи всего мира и проходят практику студенты университетов.

    История оставила нам свидетельства о том, как тяжело было пришлым сюда грекам, но ведь затем они и ехали в далекие края, чтобы выжить, потому за жизнь боролись в честь будущего, а не ради сохранения настоящего, с претензией на господство. И оспаривающих это право было ой как немало: тавры, скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, половцы, русские витязи, печенеги и орды хана Батыя. Против всех их сражались херсонеситы, бывшие, и жителями греческого полиса, и подданными римской империи, форпостом Византии и просто самими собой – горожанами Херсонеса. И отстаивали они свое право столетиями. А сейчас все чуть по другому.
    Примечательно, что город, в переводе с родного, греческого, называется совсем немудрено, я бы даже сказал без фантазии и означал – полуостров. Впоследствии, уже при Византии, когда ему вновь отвели главные роли в Северном Причерноморье, его называли уже чуть привычнее – Херсоном, ну а славяне адаптировали это слово как Корсунь. Именно под таким именем он вошел в историю Киевской Руси уже в качестве источника православия, благодаря Владимиру Великому.
    Интересно, что вопреки не пощадившей город повседневности, по истечении сотен лет после ухода последнего жителя, на его территории все равно продолжается строительство. И один из красивейших православных храмов построен именно здесь, и назван он в честь упомянутого нами князя.
    И хотя в нынешнем, доставшемся нам Херсонесе осталось не так много всего и эти редкие, чуть ли не реликтовые здесь колонны, выглядят порой диковинно и однозначно одиноко, все же ходить по этим руинам без ориентиров в виде карты пусть с малым, но описанием восстановленного археологами не стоит. Я совершил подобную ошибку, но если честно и без этого, я все равно воспользовался бы любым поводом еще раз вернуться в колыбель антики на наших землях.
    Приехавшим в этот музей под открытым небом следует загодя готовится к тому, что на территории Херсонеса людей может быть гораздо больше, чем камней сложенных в фундаменте оставшихся строений. Люди, словно подчиняясь особому, ритму будут прибывать пропорционально с падением интенсивности солнца. В виду того что территория заповедника очень большая и на ней отсутствуют источники тени, – днем делать там нечего, если не рассчитывать на пляж. Кажется он числится, как один из наиболее привлекательных для местных жителей. Берега там обрывисты, но все же полоска суши, где можно распластаться во весь рост присутствует. А что еще нужно для встречи живописного заката, который особенно хорошо наблюдать именно на западном побережье Крыма.
    Говоря о закате, тяжело не упомянуть о Туманном колоколе, изображение которого на фоне заходящего солнца стало чуть ли не хрестоматийным.  Так вот, туристам, которые рассчитывают сфотографировать знаменитый колокол с  тонущим в море шариком красного солнца, должны смириться, что сделать чистый, без людей кадр практически не возможно. Его фотогеничность под стать  интересной судьбе. Этот колокол, отлитый в свое время из трофейных турецких пушек, был после поражения России в русско-турецкой войне 1854-1855 г.г. отправлен в Париж, где украшал своим видом и звоном Собор Парижской Богоматери. И лишь в 1913 году, благодаря президенту Франции Пуанкарне, был возвращен на родину.
    Много пересеклось человеческих судеб и путей истории на улицах Херсонеса. От того наверное и манит людей сюда. Туда, где в лучах заходящего солнца, кажется, что упорно выпирающие из земли камни  настойчиво перешептываются с настоящим, но все равно остается ощущение, что эта беседа ведется на разных языках. И даже одеон, театр, хоть и наполнен спустя 2,5 тысячи лет назад людьми, все же трепет вызывают не пьесы, идущие на сцене, а роль, которую сыграли камни, на которых сидим, мы туристы, путешественники и соучастники вечного спектакля истории.

    1 коммент.: