• То, что мы видим вокруг, когда то было чьей то мечтой

    Страницы

    Ампир у озера. Сокиринский дворец



    Густые леса Черниговщины, словно джунгли укрывают собой уникальные садово-парковые комплексы и местами в еще сохранившихся городках все еще сверкают своей непередаваемой красотой церкви – маяки истории.

    Говоря о парках Сиверщины (в глобальном понимании) – часто упоминают слово “ожерелье”, парковое и в некоторой степени это верно. Блеск этому украшению видимо вполне способны придать белоснежные усадьбы. Одной из таковых и является усадьба в селе Сокиринцы, расположенная в окружении старинного и прекрасного парка с большим и очень живописным озером.

    Любителям древностей любопытно будет узнать? что они посещают местность, известную еще с летописных времен (первое упоминание в 1092). Но известность она приобрела благодаря усадьбе. Хотя парковое хозяйство велось тут с 18 века, после того как село Сокиринцы с прилегающими территориями перешло в собственность прилукского полковника И. И. Галагана, но сохранившийся  до наших дней наиболее великолепный вид усадьба да и разбитый парк приобрели в середине 19 века.
    Шедевр получился благодаря объединенным творческим усилиям известного в свое время архитектора П.А. Дубровского и садовника Бистерфельда.
    Относительно первого известно, что Павел Андреевич Дубровский родился в 1782 или 1783 г., учился в Москве. После чего принимал участие в возведении Голицынскоя больницы, Екатерининского института и других сооружении в Москве. Часто бывал в Украине, где занимал различные должности (был главным архитектором Киева). Кроме того работал в Черноморском департаменте (г. Николаев), в Херсоне и Севастополе.  Позднее был далее назначен помощником Черниговского губернского архитектора, который обслуживал тогда и Полтавскую губернии.
    В Киеве был проектировщиком следующих зданий: училища на Подоле (ул. Константиновская, 9 / 6), жилой дом по ул. Спасской, 10; руководил сооружением отдельных корпусов Кирилловских благотворительных заведений; был смотрителем при строительстве новой Десятинной церкви (не сохранилась) и т.д.
    К 1830 г. По проектам Дубровского и под его руководством  были возведены ампирные дворцово-парковые ансамбли в имениях помещиков Галаганов – в Сокиринцах и в Дегтярях.
    Относительна австрийского известного ученого-садовода Бестерфельда, известно, что это был его последний проект и он скончался в 1826 году. Однако дальнейшие работы по разбивке парка проводились согласно его планов на протяжении еще чуть ли не столетия. Среди имен, приложивших свои руку и знания значатся Редель, Христиани. Последние садовниками были чех Яничек и немец Пфейффер и местный садовник самородок Ефим Федорович Гапон (1859-1933). К сожалению больше информации раздобыть не удалось.
    Нынешний дворец в Сокиринцах кроме того, что он выполняет роль местного аграрного техникума (спортплощадка и деревянные трибуны для официальных и спортивных мероприятий в наличии) примечателен еще и тем, что  здесь установлен памятник народному кобзарю Остапу Вересаю (1803-1890) (скульптура работы М. И. Харченко), и открыта комната-музей посвященная его жизни. Он жил в Сокиринцах и здесь же умер. Удивило, что о нем мы совсем ничего не слышали. Как оказалось напрасно – ведь он был украинским Гомером.
    Остап ослеп в четырехлетнем возрасте. Однако в 15 пошел учиться кобзарскому делу. Впоследствии Остапу выпала честь ,быть одним из докладчиков в Киеве на заседании Юго-Западного отдела Русского географического общества и вместе со знаменитым композитором М.В. Лысенко выступать с докладом о музыкальных особенностях украинских дум и песен, где Вересай был исполнителем.
    После этого в Санкт-Петербурге было организовано несколько его выступлений. Судьба кобзаря (если он не Шевченко) в то время может показаться простой, однако это лишь на первый взгляд. В репертуар исполнителя входили не только думы, – входили исторические, бытовые, шуточные и сатирические песни. Любимым произведением кобзаря была “Песня про правду и неправду”, за выполнение которой его неоднократно арестовывали.
    Вересай также был знаком Пантелеймоном Кулишом и великим Кобзарем. В 1860 году Шевченко преподнес Остапу своего «Кобзаря», сопроводив подарок дарственной надписью…
    Посетителям следует учесть, что в парке помимо ротонды и мостика, представленного на фотографии есть еще один – готический. Он, к сожалению не попался нам на глаз, потому настоятельно рекомендуем проявить настойчивость и все же его отыскать – он того стоит. К сожалению, из-за посещения данной достопримечательности в праздничные дни, да и полного отсутствия каких либо информационных материалов, узнать что-либо о его местонахождении нам не посчастливилось.
    Но благо нам удалось отыскать и зафиксировать в интернете не засвеченную деталь данного комплекса – размером с человека деревянную скульптуру, предположительно Лешего. Она находится по правую сторону  вдоль от центральной аллеи, под большим дубом.
    Помимо Лешего, здесь все огромное. Начиная с деревьев, заканчивая ротондой. При подходе к ней она кажется несколько неуютной, громадной и вряд ли создавалась для уединения влюбленных. Эту версию подтверждает тот факт, что стоит, находясь в ее середине, что-либо громко сказать, то акустика усилит ваш голос. Кто знает, может здесь исполняли музыку, которая вполне могла быть слышима на берегах здешнего озера.
    Большим оказался и местный, достигший двухсотлетнего возраста, платан. Удивил его статус, здесь он экзот. Кто знает, возможно, это самый древний на Сиверщине экземпляр южного растения.
    Находящийся в районе 200 км от Киева парк удивляет уже тем, что посещение самого дворца в учебный период обойдется бесплатно, а вот в выходные дни вам этого удовольствия никто не доставит, т.к. он полностью закрыт. Но не отчаивайтесь, парк работает круглосуточно и при этом плату за вход в него не берут. Но как ни крути, отсюда удастся вывезти только один трофей – собственные фотографии, т.к. ни магазина с брошюрами, ни даже лотка с изделиями местных умельцев здесь и в помине нет, покрайней мере в выходные дни он скорее всего закрыт. А жаль, мы с готовностью готовы были внести свой посильный вклад в сохранение шедевра отечественного садово-паркового комплекса.

    0 коммент.:

    Отправить комментарий