• То, что мы видим вокруг, когда то было чьей то мечтой

    Страницы

    Итальянский след в Крыму. Феодосийско-генуэзская крепость


    Крым в средневековье был пестро сдобрен влиянием неуемных итальянцев. Их множественные следы пребывания закреплены в камне, которые, к тому же имеют еще и довольно счастливую судьбу. Сложенные в стены, бойницы и башни,  камни эти превращены в крепости, сохранившиеся в некоторых местах довольно неплохо.


    Одна из мощных крепостей была построена в Феодосии.
    К слову сказать это было крупнейшее территориально владение генуэзцев в Крыму. Следовательно и крепость должна была соответствовать размерам территории. В крепости было отстроено два оборонительных каскада. Во внутреннем находилась построенная в 1340—1343 годах цитадель общая длина стен которой составляла 718 метров. Безусловно защита исходящая от построенной крепости благополучно сказывалась на уверенности людей и росте экономики, что рано или поздно стало причиной расширения оборонительных сооружений, в результате чего в течении 20-40 лет начал выстраиваться внешний контур крепости Его периметр имел длину равную 5,5 км и был “нашпигован” более чем 30 башнями. 



    Сверху план крепости был подобен амфитеатру сценой которого выступала Феодосийская бухта.


    В цитадели размещались консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особенно ценных товаров — драгоценных камней, меха, шелков.

    На сегодняшний день, после того как в конце 19 века большая часть крепостных сооружений и стен были разобраны, уцелевшими остались южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, круглая). На территории цитадели также сохранились мост, турецкие бани и несколько церквей:

    •    церковь Иоанна Предтечи (1348 год);
    •    церковь Святого Иоанна Богослова (XIV ст.);
    •    церковь Святого Георгия (XIV ст.);
    •    церковь Святого Стефана (XIV ст.).
    Найти саму крепость в городе не сложно, хоть она и не бросается в глаза ото всюду, как уже упоминаемая судакская. Достаточно идти вдоль одной из центральных улиц. Ориентиром до середины пути может служить морской порт, и если он таки окажется на вашем пути, значит и дальше вы не заблудитесь.


    Первым делом, если вы идете в описанном нами направлении вы таки увидите башни каффской твердыни.

    Ощущение от увиденного несколько противоречивы. После подготовленного восприятия судакской версии крепости, онемеваешь когда видишь довольно большие разрушения успокаиваешься лишь тогда, когда понимаешь, что благо хоть за это брать деньги с тебя не будут. Вторым культурным аспектом шока является сознание того, что а ведь за этой то стороной стены живут люди. Т.е. вековая защитная роль стены не утратила своего прямого предназначения, правда сейчас стены крепости скорее являются некоторым фактором комфорта плодя ценную на юге тень и защищая от ветров.





    В Феодосии, кажется памятники боятся смерти и вопреки всему продолжают выполнять свои функции. Пусть если не напрямую, то хотя бы косвенно. Это абсолютно справедливо относительно церкви Иоанна предтечи. Которая являясь чуть ли не ровесником крепости продолжает свою работу и по сей день. Поскольку официально фотографирование ее убранства запрещено, а жульничать особого настроения не было, то разумнее будет обойтись сухими словами: интерьеры памятника украшены барельефами, характерными для армянской архитектуры, центральная часть — резным орнаментом из двух параллельных поясов (наружный — типичная сельджукская плетенка из жгута, внутренний заполнен растительным орнаментом).



    Недалеко от церкви стоит памятник Афанасию Никитину, автору “Хождения за три моря”. Не особо мудрствуя, хочется отметить что Никитин это не фамилия а сокращенная, бытовавшая в те времена форма отчества – т.е. отец его был Никита и следовательно Афанасий был Никитин сын. Но дальше больше. Как оказалось Афанасий был не простым купцом – именно масштабность его хождений стала частью истории, что позволило пролить свет на истину в вопрос об открытии Индии европейцами. Как оказалось первенство в данном географическом открытии принадлежит не Васко да Гаме а именно русским. “Хождение” является письменным подтверждением тому. А маршрут Афанасия Никитина был таким: Тверь, Кострома, Нижний Новгород, Астрахань, Дербент, потом два года в Иране, Персидский залив, Аравийский полуостров, наконец, Индия, по городам которой он путешествовал более трех лет. На обратном пути – Индийский океан (плавание длилось более трех месяцев), Эфиопия, берега Аравии, Ормуз, снова Иран, потом малая Азия и Армянское нагорье, южные берега Черного моря, и собственно именно в Кафе он окончил совий земной путь, что и зафиксировано памятником. По подсчетам географов путешественник преодолел более 25 000 километров. Символичное место для любого путешественника побывать в городе, где был дописан текст об одном из великих путешествий совершенном в период с “приидохшему в Кафу
    в лета 1474 ноября 5 дня
    ” (текст с мемориальной доски на памятнике) до 31 мая 1475 года, в дни когда караван с путешественником успел покинуть город до осаждения его турецкими войсками.  

    Пройдя чуть дальше к церкви св. Стефана, откроются другие сохранившиеся виды крепости и частей древнего города, однако в глаза могут бросится не только близлежащий, находящийся за куда более скромной, чем крепость стеной пансионат, рядом стоят бараки. Пугающие своим состоянием и видом. Это порождает некоторые противоречивые чувства относительно осознания того, что же для Феодосии является исторически ценным, однако, поразмыслив, мне кажется что и эти бараки рано или поздно тоже станут красноречивыми памятниками какой то из эпох древнейшего города. Эта умиротворяющая мысль смирила меня с действительностью и позволила и дальше смотреть и видеть. А в Феодосии есть где разгуляться глазу…


    Резюме:


    Отдых, инфраструктура: Нужно ходить.  Мест для передышки мало, только при входе есть возможность перекусить в кафе, на вид не очень дорогое. Рядом с ним продуктовый магазин. Если пойти прямо за церковь Стефана, есть возможность дойти до пляжа. Удаленность от центра сказывается на его преимуществах и недостатках


    Сувениры: отсутствуют. Их Лучше искать на набережной в центре города.

    Удобство маршрута: Не сложный. Подъемы немногочисленны и довольно легки.


    Состояние: Рассчитывайте на свое воображение, смотрите древние карты. То что осталось вполне достаточно красноречиво дополнит ваши образы.


    Впечатление от увиденного: Увидеть стоит. Хоть объект вряд ли перевернет ваше воображение, все же даже в такой сохранности подобных строений с каждым годом все меньше и меньше.

    0 коммент.:

    Отправить комментарий